Хорошие книги по воспитанию или что делать с сокровищами.

Дав себе в детстве обещание никогда не бить своего ребенка, я абсолютно не знала как это воплощать. Конечно же рассчитывала на свою интуицию, но понимала что этого не достаточно. К любому вопросу я люблю подходить основательно. Никто не идет работать журналистом, доктором, или экономистом не подготовившись. А здесь вообще непосильная задача, человека растить) Да не просто растить, я же хочу чтоб человек рос добрым, умным, здоровым, сильным, уверенным в себе, но самое главное - Счастливым.  Меня такому не учили, я и детей то не много встречала став "взрослой". Поэтому, забеременев в первый раз, начала поиски. Первая попавшаяся на глаза книга, которую я до сих пор нежно люблю, была Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания." Такие книги я читала впервые, поэтому, чтобы впитать в себя основы, перечитала раза три) В книге было все вроде бы легко, но пока ребенку нет и года, ты еще не знаешь за что его можно вообще ругать. Когда мне на Кузины дни рождения желали "чтобы слушался" - я не понимала как, чего слушался, что это вообще. И что самое крутое, благодаря этим своим книгам (ссылки все внизу текста), я до сих пор не понимаю, по-моему нужно желать - "чтобы ты научилась все объяснять". Я поняла, что если найти подход к своему ребенку, то вопрос "слушанья" не стоит, стоит вопрос "понимания" ситуации. Понимания с обоих сторон, и здесь мама должна работать за двоих) Найти способ сохранять терпения и объяснять учитывая понятийный аппарат ребенка. 

Прочитав много книг, я встретила главную. С которой по-моему стоит все начинать.
Эта книга должна быть на вес золота у каждого человека, написана замечательной женщиной Эдой Ле Шан, читательницы красиво назвали ее "бабушкой всех мам"). 
"Когда ваш ребенок сводит вас с ума" - книга совсем не о сумасшедших детях и их родителях. Она раскрывает обычные ситуации обычных семей, то с чем сталкивается почти каждый. С примерами и способами решения этих проблем. Книга пропитана добром и теплом, как-будто ее писала родная бабушка) Я не встретила еще ни одного человека, которому бы эта книга не понравилась.
Как и Кэтрин, Эда придала мне сил. Но в жизни всегда бывают ситуации, которые не описаны ни в одной книге, и хочется задать кому-то вопрос, а не знаешь кому. В этом мне помогла жж страница "альф")
http://alpha-parenting.livejournal.com/


В основе лежит теория Гордона Ньюфелда "Не упускайте своих детей", о привязанности ребенка и родителей. Какая это важная и хрупкая штука и что делать чтобы ее сохранить, как ее сохранение в корне меняет ваши отношения.
Эта теория , как раз и есть та самая золотая середина между вседозволенностью и жестокостью в воспитании.
Она строится на основных инстинктах и родителях в роли Альфы. Поощряя  непомерную любовь к ребенку, но учит родителей устанавливать границы и контроливать процесс, в котором ребенок может расслабиться и быть ведомым.
Переводами статей этого дяди занимается Ольга Писарик http://olgapisaryk.livejournal.com/
Читать ее, обычным смертным, очень сложно) Даже мне, имевшей по 6 пар психологии в неделю. Осилила не всё, и пошла в альфу. Здесь мне много раз помогали, советом. Когда ребенок не слезает с рук, когда начинает драться, когда не хочет сам спать и многое другое. Мамы и папы пишут про развод, про сад, про родственников - часто в комментариях, помимо мам, отвечают психологи. Откровением для меня стали родители, которые решили поменять свои отношения и стиль общения с ребенком в 5, 10 или даже 16 лет, приходили в сообщество и просили совета. Там нет места ссорам и, по-большей части, все стараются быть толерантными. Местами мне казалось что все слишком размыто. Но конкретные случаи и их разбор помогали лучше любой статьи или книги. 
Две ссылки как пример который мне помог:
http://alpha-parenting.livejournal.com/8471.html?view=5318423#t5318423
http://olgapisaryk.livejournal.com/115860.html

Помимо контактов глаз, кивков головы и т.д. я узнала одну очень важную штуку во всей теории - "слезы тщестности". Когда не знаешь куда девать негативную энергию ребенка, когда он переходил в гнев и передавал это чувство мне, "слезы тщестности" открыли для меня новый мир. Дать ребенку пережить невозможность чего-то, оказалось не в том чтобы спрятать свои чувства, а в том чтобы их проявить и понять. До сих пор этим пользуюсь.
Как простой пример: "Хочу новый набор лего, именно этот большой и прямо сейчас!" Начинаешь объяснять, объяснения адекватно не воспринимаются, тогда ты понимающе смотришь, как-будто это платье о котором всю жизнь мечтала, обнимаешь и даешь поплакать от безысходности. Всё, никакой злости, нижнего брейкданса с воплями в центре магазина и желанием ударить все что на пути)  Если вы начинаете этот процесс когда ребенку уже за 3, то этих слез у него поднакопилось, и все пройдет не так гладко. Но если продолжать, то уровень негатива и реакция на сложности будут заметно меняться. Подробнее по ссылкам ниже.
http://alpha-parenting.ru/2014/11/10/korni-psihologicheskoy-ustoychivosti/
http://alpha-parenting.ru/2015/03/05/chto-tyi-seychas-chuvstvuesh/
И короткое видео том почему мы кричим на детей и почему злость должна превратиться в печаль:
http://alpha-parenting.ru/2014/10/22/pochemu-myi-krichim-na-detey/

Поменять свой настрой это пол дела, нужно было менять свою систему общения. А это оказалось очень не просто. Как и наше привычное поведение, стиль общения, особенно с детьми, впитывается, можно сказать, с молоком матери. Убрать из своего рациона слово "нет", повышенный тон, раздражение, упреки, сравнения и т.д.
В этом очень помогли книги Фабер и Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили" и Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Когда начинаешь так общаться, чувствуешь себя реально дибилом, извините, и ребенок на тебя странно смотрит так, подозрительно) Потом втягиваешься, и находишь свой стиль общения, похожий на книжный, но тот, где тебе комфортно. Я воспринимаю это - как ездить на велосипеде, чем дольше крутишь педали и держишь равновесие, тем лучше у тебя получается и становится автоматическим - как ходить, есть, говорить, но уже говорить "правильно".
У этих авторов есть другие замечательные книги, но не у всех родителей есть столько времени, поэтому читать ли что-то еще, каждый решит для себя.

Если таки есть время, можно потратить его на Корчака "Как любить ребенка", немного религиозно и местами мне было нудно, но столько правильных слов, что я не могу его не советовать. Еще одна хорошая книга "Дети с небес" Джон Грэй.

Осилила я Сирзов немного, Монтессори, Комаровского, Ибуку, Ледлофф, Мордик, Никитиных, и еще какие-то которых даже названия не помню, во всех есть что-то полезное, с интернетом намного проще стало читать почти все что захочешь, было бы желание. Конечно запомнилась "Французские дети не плюются едой" - но я ее воспринимаю как интересный опыт, а абсолютно не как руководство к действию. Интересная, почти художественная книга которой сделали хорошую рекламу.

Не смотря на все книги и красивые слова, я далеко не перфект мама. Могу крикнуть или сказать "не правильно", но вижу что сделала не правильно и где эмоции взяли верх, понимаю что с этим делать в следующий раз. И всегда-всегда извиняюсь. В свои 30, я поняла очень важную вещь, засуньте вашу гордость в то самое место и извинитесь первым, даже если считаете что ребенок виноват и что-то там вам должен. Начните с себя, подайте пример, обсудите кто что сделал не так, и договоритесь стараться так больше не делать. Потому что вы самая дружная семья и любви вашей хватит пересилить любую злость.  Создавайте условия в которых ребенку легко творить добро. Тогда вы сами не заметите как быстро он начнет вас удивлять.

Книги онлайн:

1. Эда Ле Шан - http://royallib.com/read/le_shan_eda/kogda_vash_rebenok_svodit_vas_s_uma.html#0
2. Кэтрин Кволс -http://royallib.com/read/kvols_ketrin/radost_vospitaniya_kak_vospitivat_detey_bez_nakazaniya.html#0
3. Гродон Ньюфелд - https://docviewer.yandex.ua/?url=ya-serp%3A%2F%2Fdeti-sami.ru%2Fuploads%2FNe_upuskaite_svoih_detey_doc.rtf&name=Ne_upuskaite_svoih_detey_doc.rtf&c=560510aa7923
4. Фабер и Мазлиш - http://iknigi.net/avtor-eleyn-mazlish/75713-kak-govorit-chtoby-deti-slushali-i-kak-slushat-chtoby-deti-govorili-eleyn-mazlish/read/page-1.html
5. Гиппенрейтер - http://www.litlib.net/bk/43064/read
6. Корчак - http://www.libok.net/writer/5990/kniga/44544/korchak_yanush/kak_lyubit_rebenka/read
7. Джон Грей - http://www.libok.net/writer/8484/kniga/31205/grey_djon/deti_s_nebes/read

8. Сообщество альфа родитесльства http://alpha-parenting.livejournal.com/
9. Сто способов быть добрым к своему ребенку http://katsjavoronova.blogspot.co.uk/2015/09/100.html



4 комментария:

  1. Ой, как удобно!Все ссылки рядом) спасибо. Эду почитаю обязательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Сирзы были первой книгой для меня о привязанности. И понеслось)))

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить